ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Я отступаю. После сумбурного выступления, решительного
наступления, бескровного преступления и тихого исступления я отступаю.
В отступлении моем нет ничего драматического: это лирическое отступление.
Я отступаю. Всегда, когда в литературе герой
успевает выскочить из-под обломков, читатели запаздывают... Он возвращается
к своей литературной действительности, а мы остаемся в реальной, которая
тем и отличается от литературной, что среди всех предлагаемых ею исходов
нет ни одного иррационального. В литературе же возможность для такого исхода
есть у писателя на крайний случай всегда. И если в жизни, попав в тупик,
мы можем выйти из него только ценой какой-нибудь серьезной потери, то в
литературе всегда остается последний шанс - на крыльях вылететь через печную
трубу.
Может быть, это - единственное, что следует знать,
обращаясь к литературе. Знание такое, по всей вероятности, и определяет
наше отношение к произведению как к не-жизни, как к чему-то иному -
подчиненному Высшим Законам Искусства. А все
Высшие Законы Искусства иррациональны.
Но я отступаю. Всякое повествование однажды кончается
- и тогда писатель отпускает героев на свободу. Там они и будут жить, уже
не подвластные ничьей воле - тем более воле интерпретаторов, от которых
они всегда сумеют ускользнуть. Ведь интерпретаторы живут в иной реальности,
- правда, они не часто понимают это. И начинают судить произведение обычным,
юридическим образом. Они задают очень много вопросов в надежде выяснить,
было ли так на самом деле и бывает ли так вообще.
Мне легко ответить на эти вопросы: ведь я отступаю.
Я говорю, что ничего этого не было и что этого вообще не бывает на самом
деле. Потом я улыбаюсь и беру на себя смелость заявить от имени каждого,
кто причастен к искусству: всего этого не было и всего этого вообще не
бывает на самом деле. Такова уж Художественная Неправда.
Что же делать с Художественной Неправдой?
Оставим ее как она есть: воспринять литературное
произведение значит не понять его до конца, все время обращаться к нему
в надежде понять до конца... а не понять. Ведь даже сами герои не всегда
понимают себя - и, когда Петропавел, прижав зеленую травинку к сердцу,
бежит туда, откуда еще полчаса назад едва унес
ноги, - он, наверное, тоже плохо понимает себя.
Но мы не можем ему помочь. Самое большее, на что мы способны, - это проводить
его до яркой лужайки... ну, может быть, чуть дальше.
Проводить его, проводить нашу повесть...
Минувшая жизнь, имперфект и аорист, -
подумайте, что за дела!..
Я вдаль проводил мою Повесть, как поезд,
И Повесть, как поезд, ушла.
Зеленый фонарик далекой свободы
уже догорает - и вот
затеплился красный фонарик субботы
и прежних домашних забот:
убрать со стола, заварить себе кофе
и долго смотреть из окна
на двор в голубях, на качели в покое,
на облако в виде слона...
И вдруг отойти от окна - беспокоясь,
как с этого самого дня
невнятная совесть по имени Повесть
одна проживет, без меня.
И уже не имеет никакого значения, кто написал
это: ведь я отступаю. Важно вовремя сдать позиции. Я отступаю на глазах
у вас, любезные читатели, отступаю просто: не сопротивляясь больше и ни
о чем не жалея - перед этой вечной загадкой, Загадкой Художественности.
Я отступаю.