15
"Социализм -- это строй цивилизованных кооператоров
с чудовищным
Распутиным во главе, который
копируется и фотографируется
не только большими группами коллективных
пропагандистов и
агитаторов, но и коллективными организаторами, различающимися
по их месту в исторически сложившейся системе
использования
аэропланов против нужд и бедствий низко летящей
конницы, которая
умирает, загнивает, но так же неисчерпаема,
как нам реорганизовать
Рабкрин."
Над текстом, выложенным золотыми буквами, был картуш
с золотым
остробороденьким профилем и полукруглое слово "ЛЕНИН",
обрамленное
двумя оливковыми ветвями из фольги. Я
часто проходил
мимо этого места, но вокруг всегда были люди, а при
них я
не решался подойти ближе. Я внимательно оглядел
всю конструкцию:
это был довольно большой, в метр высотой, планшет,
обтянутый малиновым
бархатом. Он висел на стене на двух петлях, а
с другой стороны удерживался вплотную к стене
небольшим
крючком.
Я огляделся. Еще не кончился тихий час, и в коридоре
никого не было.
Я подошел к окну -- идущая к столовой аллея
была пуста,
только из дальнего ее конца в мою сторону медленно
ползли два лунохода,
в которых я узнал вожатых Юру и Лену.
Стояла
тишина, только с первого этажа доносилось
тихое постукивание
шарика о теннисный стол -- мысль о том, что кто-то
имеет право играть
в настольный теннис во время тихого часа,
наполнила
меня меланхолией. Откинув крючок, я потянул планшет
на себя.
Открылся квадрат стены, в центре которого
был выключатель,
выкрашенный золотой краской. Чувствуя, как у меня все
сильнее сосет под ложечкой, я протянул руку и перещелкнул
его вверх.
Раздался негромкий гудок, и я, еще
не поняв, что это такое,
почувствовал, что совершил с окружающим миром и самим
собой что-то
страшное. Гудок прозвучал опять, громче, и вдруг выяснилось,
что выключатель, открытая малиновая дверца и весь
коридор, где я стою
-- все это ненастоящее, потому что на самом деле
я вовсе не стою у стены с выключателем,
а сижу в скрюченной
и неудобной позе в каком-то крайне тесном месте.
Прогудело
еще раз, и вокруг меня за несколько секунд сгустился
луноход. Еще гудок,
и в моем сознании сверкнула мысль о том,
что вчера,
перед тем, как склонить голову на руль, я довел
красную линию на
карте точно до черного кружка с надписью
"Zabriskie Point".
Звонил телефон.
-- Выспался, мудила? -- прогромыхал
в трубке голос полковника
Халмурадова.
-- Ты сам мудила, -- сказал я, внезапно разозлясь.
Халмурадов заливисто и заразительно захохотал -- я понял,
что он совершенно
не обиделся.
-- Я тут опять один сижу, в ЦУПе. Наши в Японию уехали,
насчет совместного
полета договариваться. Пхадзер Владиленович тебе
привет передает, жалел очень, что попрощаться не успел --
в последний момент
все решилось. А я из-за тебя тут остался. Ну чего,
сегодня вымпел-радиобуй ставишь? Отмучился, похоже? Рад?
Я молчал.
-- Да ты на меня злишься, что ли? Омон? Что я тебя тогда
козлом назвал?
Брось. Ты ведь тогда весь ЦУП раком поставил,
чуть полет отменять
не пришлось, -- сказал Халмурадов и немного
помолчал. --
Да что ты правда, как баба... Мужик ты или нет?
Тем более день такой.
Ты вспомни только.
-- Я помню, -- сказал я.
-- Застегнись как можно плотнее, -- озабоченно заговорил
Халмурадов, -- особенно
ватник на горле. Насчет лица...
-- Я все не хуже вас знаю, -- перебил я.
-- ...сначала очки, потом замотаешь шарфом, а потом уже --
ушанку. Обязательно
завязать под подбородком. Перчатки. Рукава и
унты перетянуть бечевкой -- вакуум шуток не понимает. Тогда
минуты на три хватит.
Все понял?
-- Понял.
-- Бля, не "понял", а "так точно".
Приготовишься -- доложишь.
Говорят, в последние минуты жизни человек видит ее всю,
как бы в ускоренном
обратном просмотре. Не знаю. Со мной ничего подобного
не было, как я ни пытался. Вместо этого я отчетливо,
в мельчайших
деталях, представил себе Ландратова в Японии --
как он
идет по солнечной утренней
улице в дорогих свежекупленных
кроссовках, улыбается и, наверно, даже не
вспоминает о том,
на что он их только что натянул. Представил я себе
и остальных -- начальника полета, превратившегося
в
пожилого
интеллигента в костюме-тройке и товарища Кондратьева,
дающего задумчивое
интервью корреспонденту программы "Время".
Но ни
одной мысли о себе в мою голову
не пришло. Чтобы
успокоится,
я включил "Маяк" и послушал тихую песню об огнях,
которые загорались
там вдали за рекой, о поникшей голове,
пробитом сердце
и белогвардейцах, которым нечего терять, кроме
своих
цепей. Я вспомнил, как давным-давно в детстве полз
в противогазе
по линолеуму, неслышно подпевая
далекому репродуктору,
и тихим голосом запел:
-- Это бе-ло-гвардей-ски-е цепи!
Вдруг радио отключилось, и зазвонил телефон.
-- Ну чего, -- спросил Халмурадов, -- готов?
-- Нет еще, -- ответил я. -- Куда спешить?
-- Ну ты гандон, парень, -- сказал Халмурадов, -- то-то у
тебя в личном деле
написано, что друзей в детстве не было,
кроме этого
мудака, которого мы расстреляли. Ты о других-то
хоть иногда думаешь?
Я ж на теннис опять не попаду.
Почему-то мысль о том, что Халмурадов в белых шортах
на своих
жирных ляжках совсем скоро будет стоять на лужниковском
корте и постукивать
мячиком об асфальт, а меня в это время уже не
будет нигде, показалась мне невероятно обидной -- не из-за
того, что я ощутил
к нему зависть, а потому, что я вдруг с
пронзительной
ясностью вспомнил солнечный сентябрьский день в
Лужниках, еще школьных
времен. Но потом я понял, что когда не
будет меня,
Халмурадова и Лужников тоже не будет, и эта мысль развеяла
меланхолию, вынесенную мною из сна.
-- О других? Какие еще другие? -- тихо спросил
я. -- Впрочем,
чушь. Вы идите, я сам справлюсь.
-- Ты брось это.
-- Правда, идите.
-- Брось, брось, -- серьезно сказал Халмурадов. -- Мне акт
надо закрыть,
сигнал с Луны зарегистрировать, московское время проставить.
Ты лучше давай это быстрее.
-- А Ландратов тоже в Японии? -- спросил вдруг я.
-- А чего ты спросил? -- подозрительно
проговорил Халмурадов.
-- Так просто. Вспомнил.
-- А чего вспомнил? Скажи, а?
-- Да так, -- ответил я. -- Вспомнил, как он "Калинку"
танцевал на выпускном
экзамене.
-- Вас понял. Эй, Ландратов, ты в Японии? Тут про
тебя спрашивают.
Послышался смех и скользкий скрип зажимающих
трубку пальцев.
-- Тут он, -- сказал, наконец, Халмурадов. -- Привет тебе
передает.
-- Ему тоже. Ну ладно, пора пожалуй.
-- Толкнешь люк, -- быстро заговорил Халмурадов, повторяя
известную мне наизусть
инструкцию, -- и сразу за руль хватайся, чтоб
воздухом не выкинуло. Потом вдохни из кислородной маски
сквозь шарф,
и вылазь. Пройдешь пятнадцать шагов по ходу
движения, вынешь
вымпел-радиобуй, поставишь и включишь. Смотри
только, отнеси подальше,
а то луноход сигнал заэкранирует... Ну а
потом... Пистолет с одним патроном мы тебе выдали, а трусов у
нас в отряде космонавтов
никогда не было.
Я положил трубку. Телефон зазвонил снова, но я не обращал
на него внимания.
На секунду у меня появилась мысль не включать вымпел-радиобуй,
чтоб эта сволочь Халмурадов просидел в ЦУПе до конца
дня, а потом еще получил какой-нибудь партийный выговор,
но я вспомнил Сему
Умыгина и его слова о том, что я обязательно должен
долететь и все сделать. Предать парней с первой и второй
ступени, да
и молчаливого Диму с лунного модуля я не мог; они умерли,
чтобы я сейчас оказался здесь, и перед лицом их высоких
коротких судеб моя
злоба на Халмурадова показалась мне мелкой и стыдной.
И когда я понял, что сейчас, через несколько секунд,
соберусь с духом
и сделаю все как надо, телефон замолчал.
Я стал собираться и через полчаса был готов. Плотно-плотно
заткнув
уши и ноздри специальными гидрокомпенсационными
тампонами из промасленной
ваты, я проверил одежду -- все было плотно
застегнуто, заправлено и перетянуто; правда, резинка
мотоциклетных очков
была слишком тесной, и они впились в лицо, но
я не стал возиться -- терпеть все равно оставалось совсем
недолго. Взяв
лежащую на полке кобуру, я вытащил
из нее пистолет,
поставил его на боевой взвод и сунул
в карман ватника.
Перебросив мешок с вымпелом-радиобуем через
левое плечо,
я положил было руку на трубку, но вспомнил, что
уже заткнул
уши ватой; да мне и не очень хотелось тратить последние мгновения
жизни на беседу с Халмурадовым. Я вспомнил
наш последний
разговор с Димой и подумал, что я правильно сделал,
что наврал ему про
"Zabriskie Point". Горько уходить из мира, в котором
оставляешь какую-то тайну.
Я выдохнул, как перед прыжком в воду, и принялся за дело.
За долгие часы тренировок мое тело
настолько хорошо запомнило,
что ему следует делать, что я
ни разу не остановился,
хотя работать мне пришлось почти в полной темноте,
потому что аккумулятор
сел до такой степени, что лампочка уже
не давала
света -- был только виден малиновый червячок ее
спирали. Сначала
надо было снять пять винтов по периметру люка. Когда
последний винт звякнул об пол, я нащупал
на стене стеклянное
окошко аварийного сброса люка и сильно ударил по
стеклу последней
банкой "Великой Стены". Стекло разбилось. Я
просунул в
окошко кисть, зацепил пальцем кольцо пиропатрона и дернул
его на себя. Пиропатрон был сделан из взрывателя
от гранаты
"Ф-1", и срабатывал с замедлением в
три секунды, поэтому
у меня как раз хватило времени схватиться за руль и как
можно ниже пригнуть
голову. Потом над моей головой громыхнуло, и
меня так качнуло, что чуть не выбросило
из седла, но я удержался.
Прошло полсекунды, и я поднял голову. Надо мною была
бездонная чернота
открытого космоса. Между ним и мною
был только
тонкий плексиглас мотоциклетных очков. Вокруг
была
абсолютная
тьма. Я нагнулся, глубоко вдохнул из
раструба кислородной
маски, и, неуклюже перевалившись через борт,
поднялся на ноги
и пошел вперед -- каждый шаг давался ценой
невероятного
усилия из-за страшной боли в спине, разогнутой
впервые за месяц.
Идти целых пятнадцать шагов не хотелось; я
опустился
на колено, расслабил
тесьму мешка с
вымпелом-радиобуем
и потащил его наружу -- он зацепился
рычажком и
никак не хотел вылезать. Держать воздух в легких
становилось все
сложнее, и со мной случился короткий момент
паники --
показалось, что я сейчас умру, так и не выполнив
того, зачем я здесь.
Но в следующую минуту мешок соскочил, я
опустил радиовымпел
на невидимую поверхность Луны и повернул рычажок.
В эфир полетели закодированные слова "Ленин", "СССР" и
"МИР", повторяемые
через каждые три секунды, а на корпусе
вспыхнула
крошечная красная лампочка, осветившая изображение
плывущего сквозь
пшеничные колосья земного шара -- и тут я
впервые в
жизни заметил, что герб моей Родины изображает вид с
Луны.
Воздух рвался из легких наружу, и я знал,
что через несколько
секунд выдохну его и обожженным ртом глотну пустоты.
Я размахнулся и
швырнул как можно дальше никелированный шарик.
Пора было
умирать. Я вынул из кармана пистолет, поднес его к
виску и
попытался вспомнить главное в
своем недолгом
существовании,
но в голову не пришло ничего, кроме истории
Марата Попадьи,
рассказанной его отцом. Мне показалось нелепым
и обидным, что я
умру с этой мыслью, не имеющей ко мне никакого отношения,
и я попытался думать о другом, но не смог; перед
моими глазами встала
зимняя поляна, сидящие в кустах егеря, два медведя,
с ревом идущие на охотников, -- и, нажимая курок, я
вдруг с
несомненной отчетливостью понял, что Киссинджер знал.
Пистолет дал осечку,
но и без него уже все было ясно; передо
моими глазами
поплыли яркие спасательные круги, я попытался
поймать один из
них, промахнулся и повалился на ледяной
и черный
лунный базальт.
В мою щеку впивался острый камень -- из-за шарфа
он не очень
чувствовался, но было все равно неприятно. Я приподнялся
на локтях и огляделся.
Видно вокруг не было ничего. В моем носу свербело;
я чихнул, и один из тампонов вылетел из носа. Тогда я
сдернул с
головы шарф, очки и ушанку, потом вытащил из ушей и
носа разбухшие ватные
тампоны. Слышно не было ничего, зато
ощущался явственный
запах плесени. Было сыро и, несмотря на
ватник, холодно.
Я поднялся, пошарил вокруг руками, вытянул их перед собой
и пошел
вперед. Почти сразу же я обо что-то споткнулся, но
сохранил равновесие.
Через несколько шагов мои пальцы уперлись в
стену; пошарив по ней, я нащупал толстые провисающие провода,
облепленные
каким-то липким пухом. Я повернулся и пошел
в другую
сторону; теперь я шел осторожней, высоко поднимая ноги,
но через
несколько шагов споткнулся опять. Потом под моими
руками опять оказались
стена и идущие по ней кабели. Тут я
заметил метрах
в пяти от себя крохотную красную лампочку,
освещавшую металлический
пятиугольник, и все вспомнил.
Но я не успел никак осмыслить вспомненное и что-нибудь по
этому поводу
подумать -- далеко справа вспыхнуло, я повернул
голову, инстинктивно
заслонил лицо руками и сквозь пальцы
увидел уходящий
вдаль тоннель, в конце которого зажегся яркий свет,
осветив густо покрытые кабелями стены и сходящиеся
в точку
рельсы.
Отвернувшись, я увидел стоящий на рельсах
луноход, на который
падала моя черная длинная тень (неизвестный оформитель
густо изрисовал
его звездами и крупными словами "СССР"), и
попятился к нему,
закрываясь от плывущего на меня над рельсами ослепительного
огня, почему-то вдруг напомнившего мне закатное солнце.
О борт лунохода звякнуло, и в ту же секунду долетел
громкий треск;
я понял, что в меня стреляют, и кинулся за
луноход. О его борт
снова звякнула пуля, и несколько секунд он гудел,
как похоронный колокол. Донеслось негромкое постукивание
колес, потом раздался
еще один выстрел, и стук колес стих.
-- Эй, Кривомазов! -- загремел нечеловечески
громкий голос.
-- Выходи с поднятыми руками, сука! Тебе орден дали!
Я осторожно выглянул из-за лунохода: метрах в пятидесяти
от меня
на рельсах стояла маленькая дрезина с ослепительно
горящей фарой, перед
которой на широко расставленных ногах
покачивался
человек с мегафоном в левой руке и пистолетом в
правой. Он поднял
оружие; громыхнул выстрел, и несколько раз
срикошетировавшая
пуля провизжала под потолком. Я спрятал
голову.
-- Выходи, гад!
Его голос был знакомым, но я не мог понять, кто это.
-- Два!
Он еще раз выстрелил и попал в корпус лунохода.
-- Три!
Я опять осторожно выглянул и увидел, как
он положил мегафон
на свою дрезину, развел руки в стороны и медленной
трусцой побежал
по шпалам к луноходу. Когда он
немного приблизился,
стало слышно, что он жужжит ртом, изображая рев
самолетных
двигателей, и я сразу узнал его --
это был
Ландратов.
Я попятился было по туннелю, но понял, что
как только
он долетит до лунохода, я
окажусь совершенно беззащитным.
Секунду поколебавшись, я пригнулся и нырнул под
низкое заусенчатое
дно.
Теперь я видел только приближающиеся ноги,
ловко, но как-то
вывороченно ступающие по шпалам. Кажется, он ничего не
заметил. Приблизясь
к луноходу, он загудел иначе, напряженнее, и
я понял, что он закладывает вираж, обходя аппарат
сбоку. Потом
его сапоги мелькнули между ржавыми трамвайными колесами,
и тут, неожиданно
для самого себя, я схватил его за ноги. Когда мои
пальцы сомкнулись вокруг его щиколоток, я чуть не отпустил
их от
тошнотворного ощущения почти полной пустоты
в его
сапогах.
Он заорал и упал; я не разжал рук, и протезы
под мягкой
кожей неестествено вывернулись. Я еще раз крутанул их и
полез
из-под лунохода наружу; когда я выбрался,
он уже
подползал к
лежащему между шпалами пистолету, отлетевшему при
его падении.
У меня оставалось не больше секунды; я схватил
тяжелый пятиугольник
вымпела-радиобуя и с силой опустил его не
желтоволосый
ландратовский затылок.
Раздался хруст, и красная лампочка погасла.
Ландратовская ручная дрезина была намного
легче моего лунохода
и ехала гораздо быстрее. Работающая от
большого аккумулятора
фара освещала круглую штольню с идущими по стенам кабелями,
облепленными чем-то вроде липких волокон, которыми
покрываются,
например, нити, на которых что-нибудь вешают в
кухне или
столовой. Эта штольня была, судя
по всему, заброшенным
тоннелем метро; несколько раз от нее ответвлялись
другие тоннели,
такие же черные и безжизненные, как и тот, по
которому
я ехал. По шпалам иногда пробегали крысы -- некоторые
были размером с
небольшую собаку, но на меня, слава
Богу, особого
внимания не обращали. Потом справа возник
боковой тоннель,
такой же, как и предыдущие, но когда я подъехал
к нему,
дрезину вдруг так резко мотнуло вправо, что я полетел на
рельсы и сильно
ушиб плечо.
Оказалось, что стрелка, которую я проезжал,
была в полупереведенном
состоянии -- передние колеса проехали по
рельсам вперед,
а задние повернули вправо; в результате дрезину заклинило
намертво. Я понял, что дальше придется
идти в темноте,
и медленно побрел вперед, жалея, что не захватил с
собой ландратовского
"макарова", хотя, конечно, он вряд ли спас бы
меня от крыс, вздумай они напасть.
Не успел я пройти полусотни метров, как впереди послышался
лай собак и крики.
Я повернулся и побежал назад. У меня за
спиной зажглись
огни; обернувшись, я увидел серые тела двух
овчарок,
прыгающих по шпалам впереди
преследователей, единственной
видимой частью которых были покачивающиеся кружки фонарей.
В меня не стреляли -- наверно, чтобы не попасть
в собак.
-- Вон он! Белка! Стрелка! Фас его!
-- заорал кто-то
сзади.
Я повернул в боковой тоннель и помчался с максимальной
скоростью,
на которую был способен, высоко подпрыгивая, чтобы
не переломать ног.
Наступив на крысу, я чуть не упал, и вдруг
увидел яркие и немигающие
неземные звезды -- они горели справа; я
кинулся туда, наткнулся на стену и полез через нее, цепляясь
за кабели
и спиной чувствуя несущихся ко мне
овчарок. Перевалившись
через край, я сорвался вниз и не расшибся только потому,
что врезался во что-то очень мягкое,
похожее на обтянутое
полиэтиленом кресло. Перевалившись через него,
я втиснулся
в щель между рядами каких-то упаковок и ящиков
и пополз
по ней; несколько раз я натыкался руками на затянутые
полиэтиленом спинки
стульев и поручни диванов. Потом вокруг
стало светлее.
Я услышал совсем рядом тихий разговор и замер. Передо
мной была задняя панель шкафа -- оргалитовый лист
с большим
словом "Невка". Сзади доносились лай и крики, а потом
долетел усиленный
мегафоном голос:
-- Прекратить! Тихо! Прямой эфир через две минуты!
Собаки продолжали лаять, и чей-то наглый тенор принялся
объяснять в чем
дело, но мегафон снова проревел:
-- А ну на хуй с территории!
Вместе с собаками под
трибунал пойдете!
Лай стал постепенно стихать -- видно, собак оттащили. Еще
через минуту
я отважился выглянуть из-за шкафа, за которым лежал.
В первый момент мне показалось, что я попал в какой-то
огромный древнеримский
планетарий. На очень высоком сводчатом потолке
стеклом и жестью поблескивали
далекие звезды, включенные
примерно в треть накала. Метрах в сорока от меня
стоял старый рельсовый
кран; на его стреле, метрах в четырех от пола,
парил похожий очертаниями на огромную бутылку корабль
"Салют" с
пристыкованным к нему космическим грузовиком "Агдам
Т-3"; корабль был
надет на стрелу, как пластмассовая модель
самолета --
на ножку подставки. Видимо, вся конструкция была
слишком тяжелой
для одного крана, потому что корму космического грузовика
поддерживали два или три упертых в
пол длинных бревна;
они были различимы в полутьме, но когда совсем рядом со
мной зажглись
два прожектора, они стали практически невидимы, потому
что, как и стена за ними, были выкрашены черной краской
и облеплены мерцающими
в электрических лучах кусочками фольги.
Прожектора были закрыты светофильтрами, и
их свет был странным,
белесо-мертвенным. Кроме космического
корабля, который
сразу стал выглядеть очень правдоподобно, они осветили
телекамеру
с большой надписью "Samsung", возле
которой покуривали
два автоматчика, и длинный стол с микрофонами, едой
и призрачно-прозрачными
водочными бутылками, похожими на вбитые в
стол сосульки; за ним сидели два генерала, каждый из которых
был чем-то похож
на Генриха Боровика.
Рядом стоял маленький столик с микрофоном,
за которым сидел
человек в штатском. За его спиной был фанерный
щит с надписью
"Время" и рисунком земного шара, над которым косо
взлетала пятиконечная
звезда с очень длинными боковыми лучами. Склонившись
над столом, с человеком за микрофоном о чем-то
говорил другой штатский.
-- Дубль три!
Кто это сказал, я не видел. Второй
штатский быстро подбежал
к телекамере и развернул ее в сторону
столика. Раздался
звонок, и человек за микрофоном четко и
медленно заговорил:
-- Сейчас мы находимся на переднем
крае советской космической
науки, в одном из филиалов ЦУПа. Седьмой год несут
орбитальную
вахту космонавты Армен Везиров
и Джамбул Межелайтис.
Этот полет -- длиннейший в истории -- сделал нашу
страну лидером
мировой космонавтики. Символично, что мы с
оператором Николаем
Гордиенко оказались здесь в день, когда
космонавты
выполняют важную научную задачу -- ровно
через полминуты
они выйдут в открытый космос с целью
установки
астрофизического
модуля "Квант".
Весь бокс озарился нежным и неясным светом -- я
поднял голову
и увидел, что лампочки на потолке вспыхнули в полный
накал. Открылась
величественная панорама звездного неба, к
которому столько
веков стремился человек, складывая полные
красоты, но
такие наивные легенды о вбитых в небесную твердь
серебряных гвоздях.
Со стороны "Салюта" послышались приглушенные удары -- так
бывает, когда
плечом несильно толкают задубевшую от сырости
дверь в погреб,
боясь, что от слишком сильного удара
она опрокинет
стоящие сразу за ней крынки со сметаной. Наконец, я
увидел
чуть приподнявшуюся над поверхностью
корпуса
космического
корабля крышку люка, и сразу же от стола,
за которым
сидел человек с микрофоном, донеслось:
-- Внимание! Включаем прямой эфир!
Люк медленно открылся, и над поверхностью космического
корабля появился
круглый серебристый шлем с короткой антенной. Все
за столом зааплодировали; вслед за шлемом появились плечи и
серебристые руки
-- они первым делом прицепили страховочный фал к
специальной штанге на корпусе корабля; движения их были очень
медленными и плавными,
отработанными за время долгих тренировок в
бассейне. Наконец, первый космонавт вылез в открытый космос и
остановился в нескольких
шагах от люка -- я подумал, что
требовалось
немалое мужество, чтобы стоять на четырехметровой
высоте. Мне показалось,
что один из генералов за столом смотрит в
мою сторону, и я втянул голову за шкаф, а когда я
решился опять
ее высунуть, уже оба космонавта стояли на поверхности
космического корабля,
ослепительно-белые на фоне чернильных
космических
далей, усыпанных крошечными точечками звезд. У
одного из них в
руках был небольшой ящик. Это и был, как
я понял,
астрофизический модуль "Квант". Космонавты медленно и
как-то подводно
прошли по корпусу корабля, остановились у
высокой мачты
и довольно быстро привинтили к ней ящик. Потом
они повернулись
в сторону телекамеры, плавно помахали руками, и такими
же водолазными шагами вернулись к люку, в котором
по очереди
исчезли.
Люк закрылся, но я еще долго глядел
на мерцающие в невообразимой
дали звезды -- туда, где раскинуло длинные тонкие руки
созвездие Лебедя, колеблясь, кому открыть
объятья: огромному
ли -- в полнеба -- Пегасу, или маленькой, но такой
трогательно яркой
и чистой Лире.
Человек в гражданском тем временем быстро
и радостно говорил
в свой микрофон:
-- На время операции в центре управления полетом наступила
тишина. Признаться,
и у меня захватило дух, но все прошло
успешно. Нельзя
не поразиться четкости и слаженности действий
космонавтов
-- видно, не зря прошли для них годы тренировок и
орбитальной
вахты. Установленное сегодня
научное оборудование...
Я отполз за шкаф. Мною овладело очень странное состояние
-- я чувствовал
апатию и безразличие ко всему происходящему.
Если бы
меня сейчас стали хватать, я вряд ли попытался
бы бежать
или сопротивляться; единственное, чего мне хотелось, так
это спать. По лунной
привычке положил голову на скрещенные руки и
заснул. Сквозь сон до меня донеслось:
-- Телевизионная передача о работе в открытом
космосе велась
с помощью камеры, установленной бортинженером на панели
одной из солнечных
батарей базового блока.
Спал я долго -- наверно, часов пять. Несколько раз возле
меня начинали что-то
двигать и материться, потом тонкий женский голос
требовал заменить диван, но я даже не пошевелился; может
быть, мне это снилось.
Когда я, наконец, пришел в себя, вокруг было
тихо. Я осторожно поднялся и выглянул из-за шкафа. Стол с
микрофоном был пуст,
а телекамера накрыта брезентом. Освещая
космические
корабли, горел один прожектор. Людей вокруг видно
не было. Я вышел
из-за шкафа и огляделся: все было так же, как
и во
время телепередачи, только сейчас я заметил на полу под
космическими кораблями
довольно большую кучу нечистот, мерзко
белеющую бумажками
и банками из-под "Великой Стены"; на моих глазах
туда что-то тихо шлепнулось. Я подошел к
столу, на котором
осталась недопитая водка и тарелки с закуской;
мне
сильно хотелось
выпить. Когда я сел, моя спина автоматически
согнулась,
приняв велосипедную позу; с некоторым усилием я
разогнулся, слил
остатки водки -- ее хватило на два полных
стакана --
и по очереди опрокинул их в рот. Несколько секунд я
колебался, не
закусить ли одним из оставшихся на
тарелке
маринованных
грибов, но когда я увидел испачканную в слизи
вилку, победила
брезгливость.
Я вспомнил своих товарищей по экипажу и представил себе
такой же,
или похожий, зал, на полу которого
еще стоят, наверно,
цинковые гробы -- четыре запаяных и один
пустой. Наверно,
в чем-то ребята были счастливей меня, но все же
я испытал
печаль. Потом я подумал о Митьке. Скоро в голове у меня
зашумело,
и появилась способность думать о
сегодняшних событиях.
Но вместо того, чтобы думать о них, я вспомнил свой
последний день на
Земле, темнеющую от дождя брусчатку Красной
площади, коляску
товарища Урчагина и случайное прикосновение его
теплых губ, шепчущих в мое ухо:
" Омон. Я знаю, как тяжело тебе было потерять друга
и узнать,
что с самого детства ты шел к мигу бессмертия бок о бок
с хитрым и опытным
врагом -- не хочу даже произносить его имени
вслух.
Но все же вспомни один
разговор, при котором присутствовали
ты, я и он. Он сказал тогда -- "Какая разница, с какой
мыслью умрет человек? Ведь мы материалисты." Ты помнишь
-- я
сказал тогда, что после смерти человек живет в плодах
своих дел. Но я
не сказал тогда другой вещи, самой важной.
Запомни,
Омон, хоть никакой души, конечно, у человека нет,
каждая душа -- это
вселенная. В этом диалектика. И пока есть
хоть одна
душа, где наше дело живет и побеждает, это дело не
погибнет.
Ибо будет существовать целая вселенная, центром
которой станет вот
это..."
Он обвел рукой площадь, булыжник которой
уже грозно и черно
блестел.
" А теперь -- главное, что ты должен запомнить,
Омон. Сейчас
ты не поймешь моих слов, но я и говорю их для момента,
который наступит
позже, когда меня не будет рядом. Слушай.
Достаточно
даже одной чистой и честной души, чтобы наша страна
вышла на первое
место в мире по освоению космоса; достаточно
одной такой
души, чтобы на далекой Луне взвилось красное знамя
победившего социализма.
Но одна такая душа хотя бы на один миг --
необходима, потому что именно в ней взовьется это знамя..."
Я вдруг почувствовал сильный запах пота, обернулся и сразу
же полетел
на пол, сбитый со стула сильным ударом кулака в
толстой резиновой
перчатке.
Надо мной стоял космонавт в заношенном войлочном скафандре
и шлеме с красной
надписью "СССР". Он схватил пустую бутылку,
разбил ее
о край стола и с розочкой в занесенной
руке наклонился
надо мной, но я успел откатиться; вскочив на ноги, я
побежал. Он
кинулся за мной -- перемещался он медленными
движениями,
но почему-то очень быстро, и это было страшно.
Краем глаза
я увидел второго -- он торопливо слезал
по подпиравшему
корпус "Агдама Т-3" черному полену, обдирая звезды
из фольги.
Я добежал до дверей, ударил в них плечом, но они
были заперты. Тогда
я кинулся назад, увернулся от первого и
столкнулся
со вторым, который с размаху ударил меня ногой в
ботинке с тяжелой
магнитной подошвой -- целился он в пах, но
попал в
ногу -- а потом попытался боднуть острой антенной в
живот. Мне опять
удалось увернуться. Я вдруг понял, что выпил
водку,
которой они ждали, может быть, несколько
лет, и испугался
по-настоящему. Оглядев стены вокруг, я
заметил небольшую
решетчатую дверь с красной молнией в треугольнике и
надписью "Опасно!"
и побежал к ней.
За ней начинался очень узкий коридор с гулким железным
полом. Я
пробежал по нему от силы метров пять и услышал за
спиной тяжело-звонкое
звяканье магнитных пластин. Это придало
мне скорости
и сил; я повернул за угол и увидел короткий
коридор, кончающийся
круглым вентиляционным окном с порванной
проволочной
сеткой, за которой была видна неподвижная ржавая
лопасть. Я дернулся
было назад, но вдруг оказался так близко от своего
преследователя, что даже не ощутил его как нечто целое,
а как
бы зафиксировал набор не связанных друг
с другом восприятий:
шар с забралом из бутылочного плексигласа и красным
словом "СССР",
черный резиновый кулак с торчащим над
ним маленьким
прозрачным трезубцем, сильнейший запах пота
и майорские
погоны на крашеном серебрянкой войлоке. В следующий
миг я уже извивался
в вентиляционной шахте за люком. Я довольно быстро
протиснулся между лопастями огромного вентилятора,
похожего на корабельный
винт, но когда я пополз по уходящему
куда-то
далеко вверх колодцу, мой ватник сбился в ком,
и я застрял
и скорчился, как плод в утробе. Потом снизу зашуршало,
что-то коснулось
моей лодыжки, и я с криком рванулся вверх, в считанные
секунды вскарабкался метра на два и протиснулся
в горизонтальное
ответвление. Оно кончалось круглым окошком, за
которым виднелся
земной шар в мутной дымке облаков; я всхлипнул и
пополз ему навстречу.
Сквозь тонкую пленку слез Земля видилась
нечеткой и размытой,
и словно висела в желтоватой пустоте; из этой пустоты
я и
глядел на ее приближающуюся поверхность, протискиваясь к
ней навстречу, пока
вдруг не расступились сжавшие меня стены и коричневый
кафель пола не полетел мне навстречу.
-- Эй! Мужчина!
Я открыл глаза. Надо мной склонялась женщина в
грязном синем
халате; на полу рядом с ней стояло ведро, а в ее
руке была
швабра.
-- Тебе плохо, что ли? Тебе чего надо здесь?
Я перевел взгляд -- прямо напротив
меня в стене была коричневая
дверь с надписью "проверить до 14.VII". Рядом висел
календарь
с большой фотографией Земли и словами "За мирный
Космос!". Я
лежал в коротком коридоре с синими
крашеными стенами;
вокруг было три или четыре двери. Я поглядел вверх и
увидал в стене напротив
календаря черную дыру вентиляционного люка.
-- А? -- спросил я.
-- Пьяный, что ли, говорю?
Держась за стену, я встал на ноги и побрел по коридору.
-- Куда, -- сказала женщина и резким движением развернула
меня. Я пошел в
другую сторону. За углом начиналась крутая и
довольно высокая
лестница вверх, упиравшаяся в деревянную
дверь; из-за двери
доносился неясный шум.
-- Давай, -- подтолкнула меня в спину женщина в спину.
Я поднялся по лестнице, оглянулся -- она
настороженно смотрела
на меня снизу -- толкнул дверь и оказался в полутемной
нише, где
стояло несколько человек в гражданском. Они
не обратили
на меня особого внимания. Издалека
послышался нарастающий
гул, я поглядел вбок и прочел бронзовую надпись
"БИБЛИОТЕКА ИМ.
В.И. ЛЕНИНА".
Земля, вдруг понял я.
Я вышел из закутка под лестницей и медленно побрел
по платформе
к большому зеркалу в ее конце. Над зеркалом мигали
грозные оранжевые
знаки времени, сообщавшие, что еще не вечер,
но времени
уже довольно много, а последний поезд прошел чуть
больше четырех
минут назад. Из зеркала на меня посмотрел
молодой человек
с очень давно не бритой щетиной; его глаза были воспалены,
а волосы сильно всклокочены. Одет он был в грязный
черный ватник, в
нескольких местах вымазанный побелкой, и имел
такой вид, словно
спал последней ночью черт знает где.
Впрочем, именно так оно и
было. На меня начинал посматривать
прохаживающийся по залу милиционер с маленькими
темными усами,
и когда подошел поезд, я без особых колебаний
шагнул в раскрывшуюся
дверь. Она закрылась, и поезд повез меня в
новую жизнь. Полет продолжается, подумал я. Половина лампочек
в луноходе
не горела, и свет от этого казался
каким-то прокисшим.
Я уселся на лавку; сидевшая
рядом женщина рефлекторно
сжала ноги, отодвинулась и
поставила в
освободившееся
между нами пространство сетку с продуктами --
там было несколько
пачек риса, упаковка макаронных звездочек и мороженая
курица в целлофановом мешке.
Однако надо было решать, куда ехать. Я поднял глаза на схему маршрутов, висящую на стене рядом со стоп-краном, и стал смотреть, где именно на красной линии я нахожусь.